Прочитав слова «интернет вещей», вы, скорее всего, вспомнили его более заметную (и более молодую) часть – «умные дома», фитнес-трекеры, smart-телевизоры и дроны от Amazon. Устройства, подключенные к IoT, уже стали привычными, – даже если потребитель не замечает этого.
Однако у b2b (bisiness-to-bisiness) сегмента куда более долгие и стабильные отношения с интернетом вещей. Здесь уже пройден этап проблем со стандартизацией и есть реальный опыт внедрения новых технологий в промышленных масштабах – что позволяет оценивать риски и окупаемость. RFID-метки и данные с датчиков используются для учета сырья и поддержания нужных условий среды на крупных производствах; в retail-сегменте они во много раз ускоряют инвентаризацию и позволяют отслеживать и регулировать перемещения товара или персонала в реальном времени; системы WMS в несколько раз увеличивают быстроту работы и пропускную способность складов. Эти технологии уже давно прошли стадию пилотных проектов и используются многими крупными компаниями; так, например, система СКАУТ (спутниковый контроль, аналитика и управление транспортом) – одно из российских решений в области транспортной логистики – используется компаниями «Вымпелком», «Славянка», Unilever и т. д.
По опыту российских компаний, уже использующих IoT (самые распространенные области использования – транспорт, системы безопасности, «умные склады»), можно сказать, что интернет вещей может сильно сократить расходы на персонал, потери и порчу товара, ошибки логистики и статистических выкладок, поможет в анализе процессов и результатов на производстве.
Компаниям нужно помнить, что без налаженной коммуникации друг с другом все датчики, приводы и контроллеры «умного производства» становятся бесполезными, и даже небольшие проблемы в работе такой высоконагруженной информационной системы могут быть дороги и опасны. Что нагрузка на инфраструктуру вырастает в разы. Что при внедрении какого-либо IoT-продукта (будь то система безопасности, использующая RFID-метки, «умный офис» или система наблюдения за транспортом) в первую очередь стоит обратить внимание на состояние сети, которая будет служить основой для интернета вещей на предприятии.
В целом, сеть, работающая с интернетом вещей, должна быть способна справиться с большим количеством устройств (то есть, возможно, использовать IPV6) и трафиком, который они генерируют; быть надежной с точки зрения кибербезопасности (наличие связи с критическими узлами предприятия повышает риски в случае несанкционированного доступа), гибкой в настройке и хорошо адаптироваться к беспрецедентно высоким нагрузкам (ведь понадобится не только потоковая передача терабайтов данных, но и их быстрый анализ). Мониторинг сети в реальном времени становится мощным инструментом для обеспечения всех этих требований. Он дает возможность рассчитать необходимую ширину канала или уменьшить поток данных, если они не нужны; вовремя заметить подозрительную активность (2016 год уже показал, что DDOS-атака армией «умных вещей» – реальность, и это повод приложить усилия к тому, чтобы половина периферии предприятия не оказалась частью ботнета) и обнаружить проблемы раньше, чем они станут глобальными.
Так рынок интернета вещей для b2b влияет на смежные области. Решения для мониторинга сетей, которые не требуют трудоемкой доработки под новые устройства и протоколы, без проблем интегрируются с уже существующей инфраструктурой, максимально упрощают рутинные задачи и справляются с анализом необычного и объемного трафика, предупреждают потери, аварии, проблемы.
Выбор программ для мониторинга зависит от нужд бизнеса – специфики конкретной отрасли, объема и типов данных, передаваемых через сеть, типа инфраструктуры и т. д. В большинстве случаев важно иметь инструмент с простой интеграцией и возможностью работать с открытым кодом, для самой тонкой настройки. Для b2b оправдано использование многофункциональных решений (наподобие PRTG Network Monitor), в которых при разработке учитывались: и простота интеграции для любых платформ, и удобство управления (при масштабах промышленных инфраструктур – это весьма важно), и возможность кастомизировать решение.
Инновации – это ответственность, об этом важно помнить.
Автор: Наталья Болдырева, компания Softline