Наша персональная информация, от паспортных данных до логина и пароля от мобильного банка, — желанная добыча для мошенников.
Получить доступ к чужой конфиденциальной информации не сложно: часто граждане сами называют аферистам CVC-код от карточки или одноразовые пароли для входа в мобильный банк.
Наши персональные данные «теряют» банки, мобильные операторы, микрокредитные компании.
В интернете и даркнете регулярно появляются базы данных с адресами, мобильными (и рабочими) телефонами, с информацией о наших банковских счетах и прочем.
Бывает, что данные «сливают» за символическую плату недобросовестные сотрудники банков и мобильных операторов.
Мошенники подключаются к общедоступным wifi точкам и собирают данные об устройствах, когда либо подключавшихся сети.
Даже потеря банковской карточки считается ее компрометацией.
Узнать, что из банка утекли данные, сложно. Но есть признаки, указывающие на компрометацию информации по вине какого-либо третьего лица.
Это, во-первых, звонки от всевозможных организаций, знающих ваше имя/отчество и предлагающих какие-либо услуги. Во-вторых, это звонки от аферистов, якобы работающих в службе безопасности банка.
Что делать, если личные данные скомпрометированы?
Если вы потеряли карту или она была украдена – сразу обращайтесь в банк для блокировки счета.
Получение смс-сообщения от банка с запросом кода подтверждения операции или с отказом банка выполнить операцию – тревожные «звонки».
В этом случае можно быстро перевести все денежные средства на другой счет через интернет-банк или заблокировать карту, так как, скорее всего, злоумышленники вас «прощупывают».
Не бойтесь блокировки и дальнейшей замены карты: если данные, даже неполные, один раз стали доступны мошенникам, они могут воспользоваться ими снова и достигнуть своей цели. Срок экстренной замены в большинстве банков сейчас – один-два дня.
Помните, что использование только пароля для входа в мобильный банк не гарантирует вам нужный уровень защиты, особенно если вы используете простые для запоминания комбинации, облегчающие хакерам взлом, или единый пароль для всех сервисов и приложений.
Усиливайте защиту многофакторной аутентификацией.
Переход к многофакторной аутентификации сильно уменьшает вероятность взлома и компрометации ваших учетных данных.
Одноразовые пароли из смс-сообщений, которые используются в качестве дополнительной аутентификации, тоже могут быть скомпрометированы (мошенники могут перехватить сообщение или завладеть вашим мобильным телефоном).
Некоторые банки уже предлагают многофакторную аутентификацию с помощью приложений, использующих коды или биометрию (отпечаток пальца, например).
Если «утекли» ваши паспортные данные, документ лучше заменить.
Это подстраховка на случай, если мошенники захотят воспользоваться вашим паспортом для оформления микрозайма — такие истории происходят сплошь и рядом.
Эксперт:
Александр Дворянский, директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline сompany
По материалам aif.ru